Когда персонаж умирает

🐙/Архив/Статьи/Когда персонаж умирает

Смерть персонажа - довольно неоднозначное событие в ролевой игре. Кто-то из игроков будет делать все возможное, чтобы персонаж выжил или вернулся из мертвых, кто-то примет смерть, пусть это и печально. Информация в статье касается игр, где смерть персонажа вполне возможна с точки зрения механики системы - Dungeon&Dragons, GURPS, Shadowrun и прочие. Но в не меньшей степени "смертность" персонажей обуславливается договоренностью группы и стилем игры. Так, например, если партия участвует в "песочнице" (особенно данжен-/гекскроулер) или играет сразу за Гильдию приключенцев, смерть персонажей может быть более вероятна, чем при игре в детектив или придворные интриги.

Проблематика

Вообще говоря, смерть является частью окружающего нас мира, так или иначе мы сталкиваемся с ней ежедневно, тем не менее стараемся ее избегать. Все то же происходит в ролевой игре: смерть - это часть жизни персонажа, и игроки периодически с этим сталкиваются. Однако многие игроки привязываются к своим персонажам и считают, что решение о том, когда персонаж умрет, должны решать они сами.

Персонаж - это не только участник приключений, но и произведение художественного искусства, созданное игроком с помощью воображения, разума и правил системы. Игрок потратил усилия для того, чтобы создать персонажа, вложил в него душу, поэтому видеть смерть полюбившегося персонажа моет быть весьма болезненным. Другие игроки относятся к смерти персонажа менее болезненно. Многие из нас будут изворачиваться и искать способы сохранить персонажу жизнь и продолжить историю.

Обычно персонаж умирает насильственной смерти - в процессе битвы или от ловушки, например, что может вызвать стресс у игрока, потому что персонаж, на которого были потрачено много часов, дней или лет, которого игрок растил и лелеял, кажется просто выброшенным. Другой, более оптимистичный взгляд заключается в том, что смерть - это завершение развития персонажа. И все же те, кто считает, что это неправильное завершение, пытаются обойти смерть порой довольно сомнительными методами, например, избежать смертельного удара каким-то нереалистичным способом, или прибегнут к некромантии в крайнем случае.

Использование игроками нечестных или нереалистичных методов для избегания смерти приводит к ссорам и прочим нежелательным последствиям. Зачастую такое происходит из-за незнания механики игры, например приемы типа уклонения, переката или парирования существуют в некоторых системах, и приводят ко вполне определенным эффектам. Отчаявшиеся игроки могут умолять о спасении персонажа, апеллируя к тому, что он уже давно создан, и игрок свыкся с ним, или совершать нежелательные действия вроде выхода из роли, попытки завершить конфликт не по правилам или просто покинуть игру, хлопнув дверью. Это всего лишь несколько примеров того, как игроки могут попытаться спасти персонажа неигровыми методами. Стоит помнить, что хотя это обычно и не оговаривается правилами, будет разумно, если вы предоставите игроку возможность подготовиться и принять смерть его персонажа.

Надеемся эта статья поможет игрокам лучше понять роль смерти персонажей в игре, понять когда стоит принять смерть, а когда можно ее избежать, и какая реакция на смертельные опасности принята в игровом сообществе.

Не лучший повод для смерти

Метаигровые конфликты

Пожалуй единственный вариант, когда не стоит доводить дело до смерти персонажа, это когда такая ситуация вызвана метаигровыми конфликтами. Взаимоотношения игроков часто накладывают отпечаток на поведение и отношения их персонажей. В случае, когда игроки недолюбливают друг-друга, они могут переносить это в игру, что может привести к смерти персонажей. Смерть в результате конфликта игроков, не имеющая хоть сколько-нибудь обоснованной причины в игре обычно не одобряется и не принимается, поскольку нарушает правила насчет избегания метаигры. Иногда даже игрок может создать своего персонажа, или нанять чужого, для убийства персонажа игрока, которого он не любит. Если у двух конфликтующих игроков есть персонажи, у которых также прописана предыстория давней вражды, смерть таких персонажей, вызванная их ненавистью друг к другу вполне может быть признана реалистичной и обоснованной.

Просто по глупости

Этот вариант пограничный. В определенных играх смерть из-за какой-то случайности может быть вполне обычным явлением, в других подобное выбивается из общей канвы игры. Как было сказано во вступлении, виды игр типа "песочница" часто предполагают высокую опасность для персонажей, действие игры обычно происходит в диких неосвоенных полных опастностей землях. С другой же стороны, если группа договорилась, что игра будет в стиле авантюрного романа, с многослойными интригами, прыжками по люстрам и душевными переживаниями, то умереть, поскользнувшись на банановой кожуре будет не только обидн, но и не в стиле игры.

Когда смерть к лицу

Теперь, когда стало понятно, какие варианты смерти персонажей не следует принимать, разберемся с допустимыми вариантами.

Нет выхода

Порой случаются ситуации, когда смерть персонажа весьма вероятна, если он не будет действовать осмотрительно. Возможно он попадет в ловушку, засаду или другую ситуацию, из которой очень сложно выбраться живым. В таком случае, вы либо пытаетесь найти выход для персонажа, либо соглашаетесь с его смертью, в результате допущенных ошибок.

Иногда Мастер может дать подсказку, как избежать смерти. В других случаях, персонажа может просто умереть. Даже если это произошло, просто помните, что смерть, это часть жизни.

Тюремное заключение

Если персонаж схвачен и брошен в темницу, есть шанс, что его рано или поздно казнят. Единственный способ спастись - найти способ сбежать из заточения. Но стоит помнить, что неудачная попытка побега может обернуться той же смертью. Так что стоит помнить, если ваш персонаж в розыске, или нарушил закон, его поимка весьма вероятно приведет к смерти.

Отравление

Придет день и ты пройдешь по этому пути. Отравление - это довольно серьезное дело, однако смерти можно избежать. Все зависит от типа яда и стойкости персонажа. Есть яды которые действуют почти мгновенно, и будет все несколько волнительных секунд на то, чтобы успеть донести пузырек с противоядием ко рту. Но это в случае, если противоядие имеется в наличии.

Убийство

Убийство, совершенное персонажем другого игрока, может сильно сильно расстроить. Особенно если у вашего персонажа не было даже шанса принять бой. Мастеру следует обратить внимание, есть ли игровые основания для подобных действий. Вполне возможно ваш персонаж своими действиями сам толкнул другого на это.

Готовь саван заживо

Как ни парадоксально, к смерти персонажа лучше готовиться заранее. Пусть такое печальное событие может произойти довольно внезапно, если задуматься загодя, сцену смерти можно сделать красивой, запоминающейся и полезной для развития сюжета.

  • Не пугайтесь смерти. Если ваш персонаж через чур боится смерти, то он никогда не совершит ничего грандиозного. Само собой не стоит активно выискивать смертельные опасности и бросаться головой в первый же попавшийся омут, но и параноидально бояться смерти персонажа тоже не следует. Как правило, персонажи в играх по системе типа ДнД являются необычными представителями общества и склонны чаще ввязываться в рискованные предприятия. В этом и заключается значительная часть приключений.
  • Найдите фишку персонажа. Как показывает практика, хорошо для каждого персонажа подобрать яркую выделяющующся черту и строить отыгрыш вокруг нее. Чтобы сцена смерти персонажа получилась красивой и драматичной, подчеркивающей особенности персонажа, следует готовиться заранее и стараться.

Пример: Рыцарь, ставящий целью сражение со злом и защиту слабых. В таком случае не стоит упускать возможность быть в первых рядах сражений и помогать нуждающимся. Смерть такого персонажа модет запомниться не просто своим фактом, а тем, что он делал нечто важное - например, защищал ребенка от злобных монстров.

  • Готовьте завещание. Довольно логично, если персонажи, чье занятие связано с ежедневным риском заранее озаботятся распоряжениями на случай своей смерти. В случае своей смерти, персонаж надеется, что его товарищи позаботятся о достойном погребении и выполнят последнюю волю. Это хороший вариант для отыгрыша взаимодействия между персонажами, позволит разнообразить обычные беседы и поможет показать, что важно для вашего персонажа. Только не переусердствуйте. Едва ли будет очень увлекательно три часа слушать монолог о том, кому достанутся прадедушкины часы и какой узор должен быть на оградке вокруг могилы.

Пример: рыцарь может попросить товарищей в случае его смерти вернуть его фамильных клинок отцу. Это подчеркнет, что военное дело важно для персонажа, а также позволит рассказать о взаимоотношении персонажа с родственниками до событий игры.

  • Оставьте наследие. Если вы следовали предложенным ранее шагам, ваш персонаж уже должен бы произвести впечатление (хорошее или плохое) на остальных членов отряда, это позволит избежать событий, которые можно видеть в различных сериалах, когда персонаж погибает, все его оплакивают целую серию, а потом о нем никогда не вспоминают. Другой хороший способ оставить след в истории - сделать это практически буквально. Оставить что-то своим боевым товарищам. Например экипировку или ценный артефакт. Таким образом, каждый раз используя подобный предмет персонажи будут вспоминать павшего товарища.

Пример: Меч павшего рыцаря находится у другого персонажа, пока он не доставлен к родственникам павшего. А персонаж несущий меч может им пользоваться и в каждой битве вспоминать жертву рыцаря.

  • Примите смерть персонажа и двигайтесь дальше. Многие находят смерть персонажа весьма тяжким испытанием, особенно если персонаж был рассчитан на долговременную кампанию. Стоит помнить, что большинство Мастеров тоже не испытывают восторгов от смерти хорошего персонажа, но такой риск - неотъемлемая часть многих игр. Не стоит зацикливаться на таком печальном событии, а лучше готовиться к нему (хотя бы морально) заранее. Неплохой вариант справиться с таким переживанием - обсудить после игры славный путь павшего персонажа, вспомнить, что он совершил (не зацикливаясь на том, чего ему достичь не удалось), и обсудить нового персонажа.

Эти советы могут сделать смерть персонажа не проходным событием, а чем-то важным и ярким. Самое печальное, если персонаж умрет по глупой случайности или просто скучно. Потерять персонажа не развив его до планируемых высот может быть грустно, но яркая смерть все же может несколько смягчить этот момент.

Бытие мертвым

Даже если игрок принял смерть своего персонажа, еще одна частая проблема заключается в том, что многие игроки не желают, чтобы их персонаж оставался мертвым слишком долго (например, из соображений развития истории), либо не хотят создавать нового. Они стремятся воскресить персонажа, или продолжить его дело каким-то другим образом. Плохо это или хорошо нельзя сказать однозначно. Зависит от обстоятельств, а так же от договоренностей и традиций игровой группы.

Воскрешение

В зависимости от уровня развития магии/технологии кампании, персонажа можно вернуть из мертвых заклинаниями, молитвами или с помощью медицины. Но даже если магия или технология для этого существует, цена может быть высока. В магическом ДнДшном сеттинге есть стандартные заклинания для воскрешения персонажей:

  • Реинкарнация (5 круг) - довольно недешевое, сработает только не позже, чем через 10 дней после смерти персонажа, и требует наличия хотя бы части тела мертвеца.
  • Поднять мертвого (5 круг) - работает практически как и реинкарнация, но требует целого тела, хотя чуть дешевле.
  • Воскрешение (7 круг) - вернет душу в тело, за соответствующую плату, если со дня смерти минуло не больше 10 лет.
  • Истинное Воскрешение (9 круг) - очень дорогое, но оживит персонажа, даже если тела не осталось.

Группе придется оплатить оживление сопартийца. В высокоуровневой кампании деньги уже могут не быть проблемой, но если денег нет, придется искать другие способы оплаты. Возможно группа возьмет кредит. Но вероятнее всего (особенно, если речь идет о фентези), группа возьмется за какое-нибудь непростое задание от того, кто сможет помочь им с воскрешением.

Некромантия

Другой очевидный вариант возвращения из мертвых. Несмотря на то, что это довольно действенный метод, нельзя гарантировать, что он не принесет каких-либо негативных последствий. Если персонаж восстанет в качестве нежити, для него скорее всего станет недоступна светлая магия и магия светлых богов (зато может станет проще общаться с темными богами, демонами и прочими ужасными созданиями). Кроме того, если оживление проводит некромант, которого группа знает не очень хорошо, нельзя исключить возможность неприятных последствий. Например, оживленный, сам того не подозревая, может стать марионеткой некроманта.

Двойник

Игрок может предложить вариант, когда на самом деле умер не персонаж, а его двойник. Например какой-то родственник или другой двойник, по какой-то причине выглядящий и действующий в точности как персонаж. Стоит помнить, что двойников нанимают обычно какие-то важные богатые персоны, обеспокоенные своей безопасностью, едва ли двойник есть у обычного обывателя. Но даже если случилось так, что двойник есть, стоит задаться вопросом, по какой причине он согласился на такую рискованную роль, и почему пожертвовал своей жизнью?

Копия персонажа

Едва ли какая-то система запрещает создавать полную копию умершего персонажа, обладающую его навыками, знаниями, предысторией, именем и прочим. Но, согласитесь, выглядит это не особо реалистично. Если в истории внезапно появляется взрослый сын убитого персонажа, (никогда до этого не упоминавшийся), который разделяет стремления своего отца и чает продолжить его дело, и даже назван в честь своего отца, это довольно безынтересный способ сохранить персонажа. С другой стороны, если игрок сможет обставить все это достаточно убедительно, может получиться довольно интересное развитие истории. В целом, если игрок хочет сделать "резервную копию персонажа", лучше озаботиться этим как можно раньше, чтобы суметь увязать все логически.

Бессмертие

Игрок может провести своего персонажа через череду приключений, и в результате персонаж обретет бессмертие. Бессмертие - довольно скользкий момент в ролевой игре, так как может вести к последствиям, которые трудно контролировать. В большом количестве систем львиная доля механики посвящена сражениям, которые бросают вызов персонажу. Но если персонаж бессмертный - то и острота подобного конфликта пропадает. С другой стороны, персонаж может быть "нестареющим", например, как эльфы у Толкиена, т.е. смерть от старости ему не грозит, но пасть смертью храбрых, или оказаться заколотым в спину он все же может.

Сделайте смерть персонажа значимой

Смерть персонажа происходит не сама по себе, изолированная от всего вокруг. Персонаж существовал в связке с персонажами других игроков, а поэтому его смерть повлияла и на других персонажей. Если умирает персонаж с длинной историей, стоит уделить внимание тому, как это отразится на остальных персонажах, с которыми он был связан. Не обязательно эти персонажи друзья умершего, связи могут быть совершенно разными.

Стоит напомнить о важных событиях из жизни персонажа. Как он повлиял на основную историю, на других персонажей? Как развивались связи между персонажами? Что осталось упущенным? Какое наследие осталось после персонажа? Ответы на эти вопросы могут составить отдельную главу игры, но даже краткие упоминания могут обогатить и раскрасить историю.

Пожалуй, не стоит расписывать саму смерть очень уж многословно. Рассказ о свете в конце тоннеля, о том, сколько ударов совершило сердце героя, прежде чем остановиться навеки, и прочие подробности могут отнять много времени, но едва ли будут особо интересны. Лучше ограничиться парой емких фраз.

Игроков, скорее всего, больше интересуют их собственные персонажи, так что постарайтесь вплести их в историю смерти. Убивать персонажей для этого необязательно. Один может читать завещание усопшего, у кого-то осталось невыполненное обещание и подобное. Так как игра - действие совместное, постарайтесь каждому персонажу уделить внимание и найти дело.

В некоторых типах игр смерть довольно частое, обычное, и чуть ли не обязательное явление. Ужас, боль, страдания - довольно сильные эмоции, которые легко связываются со смертью, иногда ими можно разбавить (или скорее сгустить) повествование. Кроме того, где, как не в игре, можно опробовать доселе не ведомое (то, что в реальной жизни точно переживать не захочется)? Так же это позволяет выпустить наружу темные мысли, переживания, своего рода терапия. Так же стоит помнить, что даже смерть не всегда вызывает лишь негативные тяжелые эмоции. Да, персонаж умрет, но ценой собственной жизни он позволит выжить другим, подарит надежду на будущее тем, кто пал бы беспомощной жертвой безжалостных врагов. Стоит помнить, что эмоциональные акценты могут быть расставлены по-разному. В темном фентези или киберпанке уместно показать беспомощность, грязь и страдания, в героике - доблесть и надежду.

Дата публикации:

DnD, Master, Advice, Player, Character, Death

Источники:


🐙/Архив/Статьи/Когда персонаж умирает

DnD Master Advice Player Character Death

Если у вас не отображаются комментарии, значит либо запрещен доступ к сайту vk.com, либо стоит блокировщик всякого такого.

www.Tentaculus.ru